Пользуясь нашим веб-сайтом, вы даете согласие на использование и хранение файлов сookie на вашем устройстве. Вы можете просматривать наш веб-сайт без использования файлов сookie, но при этом некоторые сервисы, доступные для вас, будут ограничены.

Подтверждаю
{{ datetime.day }} {{ datetime.month }} {{ datetime.year }}
{{ datetime.hour }}:{{ datetime.minute }}
Курсы ММВБ   $ {{ valuta_rate.usd.value }} {{ valuta_rate.usd.growth ? '↑' : '↓' }}  € {{ valuta_rate.eur.value }} {{ valuta_rate.eur.growth ? '↑' : '↓' }}
Отрасли Отрасли
Эксперты Эксперты
Услуги
20.11.2019 16:12

Такой реестр нам не нужен: большинство грузоперевозчиков выступают за серьезную доработку закона об организации перевозок автотранспортом

Такой реестр нам не нужен: большинство грузоперевозчиков выступают за серьезную доработку закона об организации перевозок автотранспортом
По данным статистики учета транспортных средств, половина грузовых автомобилей в России зарегистрированы на частных лиц, при этом аналитики говорят, что 30–40% всех перевозчиков работают нелегально. Ситуация в отрасли вызывает серьезное беспокойство у государства, ведь даже профильное министерство (Минтранс России) не может в точности посчитать объем и структуру этого рынка. Попытки ввести обязательное членство в СРО не увенчались успехом, т. к. встретили активное сопротивление отраслевого сообщества, в настоящее время в Государственной Думе находится новый законопроект, предусматривающий создание реестра грузоперевозчиков как механизма, регулирующего доступ на рынок. Однако и он не вызывает доверия у большинства мелких и средних предпринимателей и не до конца устраивает даже крупных игроков. Большинство экспертов сходятся во мнении, что закон нужно кардинально дорабатывать, потому что он должен снять напряжение, которое сейчас ощущается в отрасли


Что происходит на рынке грузоперевозок

В июле 2005 года был принят Федеральный закон №80-ФЗ «О внесении поправок в закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”», который отменил необходимость получения лицензии для тех, кто занимается автомобильными грузоперевозками (за исключением транспортировки опасных грузов). С тех пор доступ на рынок открыт всем желающим, т. к. для того чтобы стать грузоперевозчиком, достаточно просто купить или арендовать автомобиль.

Такое послабление не могло не отразиться положении дел — в отрасли сформировался довольно значительный теневой сегмент. Количество грузовых автомобилей, находящихся в собственности граждан, выросло за это время практически в 2 раза (с 2,2 до 3,9 млн шт.), причем существенная часть их владельцев работает нелегально и практически без какого-либо контроля. По оценкам аналитиков, их доля составляет 30–40%, хотя отдельные игроки называют и большие цифры, вплоть до 80%. При этом они отмечают, что рынок сильно перенасыщен, а главным инструментом борьбы за клиента стал демпинг, из-за которого транспортным компаниям, ведущим законный бизнес, сложно окупать свои расходы.

Точного понимания объема рынка и его структуры нет даже у государства.

«Минтранс плохо понимает, сколько в стране перевозчиков и какие они по своему составу: маленькие, средние или большие, специализированные или универсальные и так далее. К сожалению, не до конца понимают картину и сами участники рынка — тем более что мы

имеем дело с огромными масштабами нашей страны».

Борис Рыбак, председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС)

В связи с этим логичной выглядит идея каким-то образом провести «перепись населения» в отрасли. Один из вариантов ее реализации — создание реестра грузоперевозчиков, присутствие в котором станет пропуском на этот рынок. Соответствующий законопроект был внесен в Государственную Думу в феврале 2019 года. Однако он вызвал такой бурный резонанс, что его обсуждение продолжается до сих пор, а рассмотрение перенесено на конец года. Попробуем разобраться почему.

Основные положения закона реестре грузоперевозчиков

Проект закона предполагает создание сразу двух реестров — перевозчиков, предлагающих свои услуги на коммерческих условиях (работающих за плату), и перевозчиков для собственных нужд. Причем на включение в него могут рассчитывать только юридические лица — компании и индивидуальные предприниматели и только при подтверждении своей профессиональной и финансовой состоятельности. Доступ для физических лиц в реестр закрыт.

Включение в реестр перевозчиков потребует определенных расходов:

  1. Наличие имущества на сумму в 200 000 рублей за каждое используемое для перевозок транспортное средство. Если автомобиль один, эта сумма увеличивается до 500 000 руб.

  2. Наличие в штате сотрудника, прошедшего специальное обучение. За это обучение нужно будет заплатить.

  3. Оплата за нахождение в реестре. Ее размер и периодичность пока не утверждены.

Надо сказать, что идея регулирования этого рынка обсуждается практически с момента отмены лицензирования. Несколько попыток (последняя предпринималась в 2017 году) внедрить здесь СРО (саморегулируемые организации) успехом не увенчались, поскольку против выступило абсолютное большинство грузоперевозчиков, которых поддержало Объединение перевозчиков России. И вот теперь предпринята новая попытка внести закон, по своей сути являющийся слегка подредактированной версией закона о СРО.

Реакция участников рынка

Профессиональное сообщество встретило новое начинание неоднозначно. Практически все согласны, что закон о реестре грузоперевозчиков сильно недоработан и требует внесения многочисленных поправок, в первую очередь в части снижения финансовой нагрузки на малый и средний бизнес. Кроме того, в документе не прописаны некоторые важные подробности. Прежде всего, это размер оплаты за нахождение в реестре и механизмы исключения и восстановления компаний в нем, например за несколько (не указано даже сколько) административных правонарушений.

В оценке целесообразности принятия закона в целом мнения кардинально разошлись. Крупные перевозчики, конечно, приветствуют любую попытку упорядочивания рынка и снижения конкуренции. Понять их можно: по оценкам аналитиков, рентабельность добросовестных грузоперевозчиков в 3-4 раза ниже, чем у «вольных художников», и в последние годы она заметно упала из-за роста затрат на топливо, содержание автомобилей, оплаты налогов и проезда по платным дорогам.

«Наверное, в какой-то момент нужна была либерализация, однако отсутствие мало-мальских механизмов контроля имеет свои серьезные недостатки. Во-первых, ухудшается ситуация на дорогах… Во-вторых, за время отсутствия системы лицензирования часть игроков рынка ушла в тень…Ну и в-третьих, сейчас отсутствует механизм получения объективной статистической информации о количестве грузовых автомобилей, их принадлежности к той или иной форме собственности. В итоге у грузовладельца нет возможности проверить надежность перевозчика…»

Александр Лашкевич, директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии»

«Реестр позволит регулировать цены и выживать компаниям, у которых сейчас бизнес нерентабельный. К примеру, компания везет груз за 40 тысяч рублей, а частник готов ехать за 30 тысяч, то есть разница колоссальная, и по рынку это очень бьет».

Мария Храпунова, генеральный директор транспортной компании «BBC-транс»

Государство также приветствует фактический возврат лицензирования в отрасли.

«…гораздо проще общаться с большой, серьезной организацией, у которой есть представители, у которой сформированы требования, что делать, например по электронной товарно-транспортной накладной и так далее, чем с группами разных людей с неопределенными целями».

Дмитрий Анатольевич Медведев, Председатель правительства РФ

Многие предприниматели видят в попытке введения реестра грузоперевозчиков лишь увеличение бюрократической нагрузки и коррупционной составляющей. По их мнению, государство всячески пытается усложнить им жизнь, поэтому они вынуждены постоянно придумывать пути обхода новых законов вместо того, чтобы заниматься своей профессиональной деятельностью.

«Правительство постоянно что-то придумывает и, как правило, не в лучшую сторону, особенно для малого и среднего бизнеса. Государство вообще ничем не помогает: они затыкают лазейки, а мы копаем».

Виталий Прокуроров, генеральный директор «Объединенной бетонной компании»

«Мы строим рыночную экономику, пусть даже медленно. А еще один реестр повлечет за собой дополнительные административные расходы. Кроме того, мы продолжим убивать малый бизнес, ведь для многих частников и владельцев небольших автопарков реестр станет серьезным ограничением».

Дмитрий Реднев, руководитель отдела развития компании Dentro

Как создать реестр грузоперевозчиков, который устроит всех



Закон, регулирующий правила допуска на рынок грузоперевозок, безусловно, нужен. Любой автомобиль — это источник повышенной опасности, грузовая фура — тем более. К тому же перевозчик везет чужие материальные ценности и должен нести за них ответственность до момента передачи грузополучателю. Понятно, что вседозволенность и отсутствие контроля за теми, кто работает на этом рынке, создают предпосылки для появления на нем мошенников и непрофессионалов. Другой вопрос, насколько сильно этот закон будет затруднять деятельность тех, кто хочет работать честно. В текущей редакции он неприемлем для большинства транспортных компаний, поэтому его необходимо перерабатывать. Причем многие эксперты склоняются к тому, что речь должна идти не об очередных косметических правках, а о смене концепции, в которой государство будет помогать рынку «обелиться» и отрегулировать спрос и предложение так, чтобы деятельность добросовестных игроков перестала быть убыточной. Причем эта помощь не должна приносить бизнесу больших дополнительных расходов, как в случае создания реестра грузоперевозчиков в предлагающемся сейчас варианте.

Наиболее остро стоит вопрос о допуске на рынок физических лиц. В том виде, в котором эта процедура реализована сейчас, ее оставлять, конечно, нельзя — если человек хочет заниматься предпринимательской деятельностью, он должен каким-то образом уведомить об этом государственные органы. До сих пор для этого было две возможности — создать компанию (общество с ограниченной ответственностью) или зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). Для представителей микробизнеса оба варианта означают дополнительные расходы времени и денег, на которые они идти не хотят.

Возможно, решением проблемы может стать оформление статуса самозанятого предпринимателя. С 1 июля 2020 года он будет действовать на всей территории России (сейчас этот вид налогообложения работает только в четырех регионах в качестве эксперимента). Единственное ограничение — размер дохода, быть самозанятым можно только в том случае, если он не превышает 2,4 млн руб. в год (200 тысяч рублей в месяц). Но, по словам тех участников рынка, которые имеют в своем распоряжении несколько автомобилей, они зарабатывают гораздо меньше. Если же уровень дохода приближается к лимиту, то, видимо, его уже должно хватить по крайней мере на обслуживание деятельности в качестве ИП. Кстати, в существующей редакции законопроекта, регламентирующего существование реестра грузоперевозчиков, про самозанятых нет ни слова — на момент его написания этот статус официально введен не был. Так что и в этом аспекте документу предстоят серьезные доработки.

Написать комментарий
  • Количество просмотров 1
  • Количество комментариев 0
Комментарии0
  • #
    {{ obj1.manager_name }}
    {{ obj1.name }}

    {{ obj1.comment }}

    {{ obj1.registered }}
    сообщить о нарушении
    ответить
    • #
      {{ obj2.manager_name }}
      {{ obj2.name }}

      {{ obj2.comment }}

      {{ obj2.registered }}
      сообщить о нарушении
      ответить
      • #
        {{ obj3.manager_name }}
        {{ obj3.name }}

        {{ obj3.comment }}

        {{ obj3.registered }}
        сообщить о нарушении
        ответить
Статьи по теме
09.12.2019 10:39

Поддайте газа: полностью перейти на газомоторное топливо грузоперевозчикам мешает недостаток заправок

Попытки перевести определенную часть автотранспорта на газ предпринимаются в нашей стране еще со времен Советского Союза. По оценкам экспертов, на этот раз усилия государства

Услуги 
29.11.2019 13:45

Автоматический весогабаритный контроль грузоперевозчикам нужен, но пока он им больше мешает

Установка автоматических пунктов весогабаритного контроля вызывает неоднозначную реакцию среди участников рынка грузоперевозок и экспертов. Кто-то говорит о том, что существую

Услуги 
25.11.2019 10:24

Грузоперевозчиков заставят отдать сотни миллиардов недоплаченных налогов

Эксперты считают, что транспортные услуги — один из самых неблагополучных сегментов рынка с точки зрения размера серого рынка и применения нелегитимных методов уклонения

Услуги 
20.11.2019 16:51

Свобода заканчивается: крупные компании-грузоперевозчики готовы выжить с рынка более мелких игроков

Рентабельность бизнеса грузоперевозок в последние несколько лет заметно снизилась. Несмотря на рост издержек, связанный с подорожанием топлива, увеличением затрат на содержани

Услуги