Пользуясь нашим веб-сайтом, вы даете согласие на использование и хранение файлов сookie на вашем устройстве. Вы можете просматривать наш веб-сайт без использования файлов сookie, но при этом некоторые сервисы, доступные для вас, будут ограничены.

Подтверждаю
{{ datetime.day }} {{ datetime.month }} {{ datetime.year }}
{{ datetime.hour }}:{{ datetime.minute }}
Курсы ММВБ   $ {{ valuta_rate.usd.value }} {{ valuta_rate.usd.growth ? '↑' : '↓' }}  € {{ valuta_rate.eur.value }} {{ valuta_rate.eur.growth ? '↑' : '↓' }}
Отрасли Отрасли
Эксперты Эксперты
Услуги
25.11.2019 10:24

Грузоперевозчиков заставят отдать сотни миллиардов недоплаченных налогов

Грузоперевозчиков заставят отдать сотни миллиардов недоплаченных налогов
Эксперты считают, что транспортные услуги — один из самых неблагополучных сегментов рынка с точки зрения размера серого рынка и применения нелегитимных методов уклонения от уплаты налогов. ФНС России согласна с ними и в последние три года совместно со Следственным комитетом проводит выездные проверки многих участников рынка, включая самых крупных. Представители фискальных органов заявляют, что за три года грузоперевозчики не доплатили в казну около 400 миллиардов рублей, и полны решимости отобрать у них значительную часть сокрытых средств. С формальной точки зрения все по закону, но нельзя не сказать и того, что бизнес оказался фактически загнанным в угол — «налоговая оптимизация» на этом рынке давно превратилась в жизненную необходимость, а те, кто захочет от нее отказаться, не выживет в условиях сверхжесткой конкуренции.

Какие схемы ухода от налогов применяют грузоперевозчики

Надо сказать, что с точки зрения используемых инструментов «налоговой оптимизации» транспортная отрасль мало чем отличается от других. Пристальный интерес проверяющих органов именно к этому бизнесу обусловлен, видимо, масштабом нарушений (по некоторым оценкам, в серой зоне находится до 80% проводимых финансовых операций) и потенциальной «налогоемкостью» рынка. Грузоперевозка — это услуга, у нее иная структура себестоимости по сравнению с продажей товаров и налогооблагаемая база, как правило, выше. При этом поскольку очевидной материальной формы эта услуга не имеет, а ее цена каждый раз определяется индивидуально, ее проще завуалировать под более выгодный с точки зрения налогообложения формат, применив одну из рассматриваемых ниже схем.

Занижение налога на прибыль

Для того чтобы снизить размер налога на прибыль, нужно уменьшить базу этого налога, т. е. саму прибыль. Для этого можно показать или меньший доход, или больший расход. Первое сделать довольно затруднительно, потому что все поступившие за отчетный период платежи документированы и их общую сумму восстановить очень легко (вариант с «черным налом» опускаем, его мы рассмотрим чуть позже). Поэтому в основном практикуется второй способ — проведение фиктивных сделок с фирмами-однодневками с целью увеличения расходной части хозяйственной деятельности. Сами сделки могут быть любыми — от субподряда на перевозки до сервисного обслуживания автомобилей и ремонта офиса. Привлекательность такой оптимизации — возможность «нарисовать» практически любые расходы и, соответственно, размер налога на прибыль.

Анализ рынка грузоперевозок показывает, что ряд игроков в стремлении уменьшить платежи в бюджет дошли до крайности:

1. В 2016 году ООО «РАТЭК» (20 лет работы на рынке) при выручке в 3,4 млрд руб. показало всего 20 млн руб. прибыли от операционной деятельности (0,6%). Самое интересное, что по итогам бухгалтерского баланса прибыль до налогообложения составила всего 385 тыс. руб, а налог с нее — 77 тыс. руб., все остальное скрылось под таинственными «прочими расходами». Результат — проверка, доначисление налогов и банкротство. 18 ноября 2019 года в отношении компании официально было открыто конкурсное производство.
2. Другой пример — ТК «Гардарика», крупнейший перевозчик в Санкт-Петербурге. Питерское отделение компании в 2016 году показало выручку около 1,3 млрд руб., валовую прибыль 13 млн руб. (0,1% от оборота) и налог на прибыль 2,5 млн руб. Показатели ООО «Гардарика–Москва — 793 млн руб., 6,4 млн руб. (0,8%) и 1,6 млн руб. По данным игроков отрасли, с 2018 года на предприятиях холдинга идет проверка.

Список компаний можно продолжать, налоговые претензии предъявлялись даже безоговорочному лидеру этого рынка — ООО «Деловые линии». Общая сумма штрафов в размере 1,5 млрд руб. была погашена транспортным холдингом в 2017 году.

Аналитики оценивают общий объем рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок в России в 1,2 трлн руб. (без учета перевозок промышленных предприятий и торговых сетей для собственных нужд). По данным экспертных интервью с представителями ведущих игроков, средняя рентабельность в отрасли составляет около 20% (речь идет об истинной рентабельности, а не о той, которая показывается в бухгалтерских отчетах). Если принять долю теневых операций в 40% (а некоторые эксперты говорили, что она может доходить и до 80%), получается, что ущерб, который наносится применением описанной схемы ухода от налогов может составить около 20 млрд руб. в год.

Неправомерное возмещение НДС

Данное налоговое нарушение, как правило, является сопутствующим к предыдущему. Оно возникает при проведении операций с фирмами-однодневками, под которые создается фиктивный документооборот, в том числе выписываются подложные счета-фактуры и производятся соответствующие налоговые вычеты. На самом деле хозяйственные операции, указанные в документах, не производятся, а точнее, производятся собственными силами компании-нарушителя. В ходе проверки налоговая инспекция доказывает, что эти сделки были мнимыми и экономически необоснованными и отказывает в возмещении заявленных налоговых сумм. Для доказательства используются разные методы: анализ контрагентов, опрос свидетелей, изучение средств видеофиксации, сверка документов и многие другие.
Неправомерное возмещение НДС

Эксперты говорят, что претензии фискальных органов по налогу на прибыль — это лишь вершина айсберга. Выявление недоплат по НДС может принести гораздо большие финансовые проблемы, причем не только самому нарушителю, но и его клиентам — налоговая инспекция проверяет всю цепочку поставщиков услуг и может предъявить претензии каждому ее участнику.

Хорошим примером, иллюстрирующим сложившуюся практику, является ситуация с проверкой ООО «Лидертранс» (входит в топ-15 игроков рынка) Следственным комитетом Татарстана. Она началась в июле 2018 года. По представленной в налоговые органы отчетности в 2017 году компания получила операционную прибыль в размере 63 млн руб. при обороте более 2,2 млрд руб. (2,9%) и заплатила 6,6 млн руб. налога. При этом следствие нашло более десятка контрагентов, имеющих признаки фирм-однодневок, с которыми перевозчик заключал договоры в конце каждого отчетного периода. По результатам проверки за первый квартал сумма доначислений составила 40 млн руб., однако эксперты уверены, что в итоге она может превысить 1 млрд руб., причем львиная ее доля придется на претензии по НДС. Среди клиентов, отправлявших грузы через «Лидертранс», крупные производственные, промышленные и торговые компании, многим из которых, возможно, придется доказывать свое право на возмещение НДС от сделок с перевозчиком в суде.

Для оценки уровня недоплат по НДС в масштабах всей отрасли воспользуемся следующими соображениями:

1. По оценкам аналитиков, доля небольших компаний, ИП и частных лиц на рынке 30%. Следовательно, денежный поток, облагаемый НДС, составляет 1 200 * 0,7 = 840 млрд руб. На эту сумму организациям начисляется налог в размере 140 млрд руб.
2. Примерная доля заработной платы в данном виде деятельности также составляет 30%. На нее начисляются страховые взносы (это еще 30% к общей сумме ФОТ). Сюда же нужно добавить налог на прибыль, который при существующей норме прибыли в отрасли должен составить 4% от оборота. Примем, что все остальные средства компании используют для закупки товаров и услуг, весь НДС с которых берут к зачету (это немного завышенная оценка, т. к. существуют еще платежи контрагентам, освобожденным от уплаты налогов на добавленную стоимость, выплаты дивидендов, процентов по кредиту и т. д.). В таком случае к зачету игроки рынка смогут взять 840 * (1 – 0,3 * 1,3 – 0,2 * 0,2) * 20/120 = 79,8 млрд руб.
3. Разница между начисленной и взятой к зачету суммой в размере 60,2 млрд руб. должна быть уплачена в бюджет.
Предположим теперь, что все транспортные компании ориентируются на данные по среднему уровню вычетов НДС, которые публикует ФНС России, и показывают в своей отчетности точно такие же данные. В третьем квартале 2019 года это 86,9% от суммы начисленного налога (в среднем по стране). По нашим расчетам получается, что к зачету берется 140 * 0,869 = 121,7 млрд руб. То есть реально в бюджет поступает 140 – 121,7 = 18,3 млрд руб. Итого недоплату по НДС можно оценить в 60,2 – 18,3 = 41,9 млрд руб. Наши оценки подтверждают мнение экспертов о том, что суммы недоимок по НДС могут быть значительно выше, чем по налогу на прибыль.

Серые зарплаты

Еще один способ экономии на налогах — снижение выплат по страховым взносам, которые в России составляют 30% от начисленной суммы заработной платы. Здесь способ один — уменьшить официальные выплаты зарплаты, а оставшуюся часть компенсировать «в конверте». Откуда берется неучтенная наличка для этого? С тех самых оплат фирмам-однодневкам, с которыми проводятся фиктивные сделки. Они для того и создаются, чтобы превращать переведенные на их счета безналичные средства в наличные (для этого используется термин «обналичка»). Таким образом, круг замыкается, деньги возвращаются в оборот (теневой) и используются для ведения хозяйственной деятельности, в том числе и выдачи части зарплаты сотрудников.
Серые зарплаты

В том, что грузоперевозчики платят серую зарплату, можно убедиться, изучив в интернете отзывы сотрудников об этих компаниях. В них называются в том числе и игроки, входящие в топ-10 рынка. Официальные проверки подтверждают эти факты, как это было в случае с ООО «Глобал Логистик Транспорт», тем же ООО «РАТЭК» и некоторыми другими предприятиями.

По данным исследований, проведенных в 2019 году, доля серых зарплат в отрасли «транспортные услуги» составляет 21%. В переводе на объем рынка это примерно 75 млрд руб. Соответственно, с них недоплачивается 22,5 млрд руб. налогов. Стоит также иметь в виду, что в связи с массовыми проверками, начавшимися несколько лет назад, многие компании значительно сократили объемы нелегальных операций. Так, по данным сайта lenta.ru, после проверки и выплаты 1,5 млрд руб. налогов и штрафов полностью «обелился» лидер отрасли — «Деловые линии». Поэтому можно предположить, что в 2016–2017 гг., которые сейчас проверяет налоговая инспекция, объем серых зарплат был минимум в два раза выше.

Из проведенного анализа видно, что основные схемы ухода от налогов завязаны друг на друга и применяются участниками рынка в комплексе. По нашим оценкам, сумма недоплат может составлять более 100 млрд руб. в год. Представители ФНС России говорят о том, что потери бюджета за три последние годы составили 400 миллиардов. С учетом того, что по каждому выявленному нарушению компании начисляется не только доплата по налогу, но и штрафы и пени (которые также могут вылиться в приличную сумму, поскольку пени обычно начисляются за весь период недоплаты, а он может составлять до трех лет), это похоже на правду. И львиную долю этой суммы налоговики могут вернуть, учитывая эффективность работы новых программных средств, которые помогают им находить кандидатов на очередную проверку.

А была ли альтернатива



Подробный обзор сложившейся ситуации вызывает довольно острый и наверняка больной для многих участников отрасли вопрос: а можно ли было все эти годы работать честно, платить все налоги, а сейчас спать относительно спокойно?
Если исключить из анализа всех частников (они вообще не платят налоги) и тех, кто работает на «упрощенке» (ИП и небольшие фирмы), недоплаченные 100 млрд руб. — это 12% от всего оборота отрасли. Значит, расходы компании, работающей вбелую, были бы на 12% выше, чем у всех остальных. При рентабельности в 20% это фактически обрекало ее на быструю смерть, особенно учитывая резко выросшую конкуренцию и демпинг на рынке из-за снижения спроса в кризис.

Таким образом, компании, работавшие на рынке в 2015–2017 годах, имели только две альтернативы: закрыться или нарушать закон, оправдывая это тем, что так делают все. Невеселый, надо признать, выбор, который, судя по последним событиям, все сделали однозначно. Позиция же государства в очередной раз вызывает недоумение: справедливо ли наказывать предпринимателя за действия, не совершать которые он просто не мог, да еще задним числом. Необходимо понимать, что если рынок загнал себя в положение, из которого нет законного выхода, значит, где-то серьезно недоработал регулятор. Возможно, дело в отмене лицензирования, открывшей вход на рынок всем желающим и перенасытившей его предложением, возможно, виноват кризис, во время которого государство, кстати, не оказало отрасли никакой поддержки. Впрочем, на кону довольно большие деньги и возможность быстро расчистить рынок для крупных игроков, и государство от нее вряд ли откажется. Так что ждем новых громких дел и изменений на рынке грузоперевозок после очередных налоговых проверок и делимся своими соображениями в комментариях по этой острой и злободневной теме.
Написать комментарий
  • Количество просмотров 4
  • Количество комментариев 0
Комментарии0
  • #
    {{ obj1.manager_name }}
    {{ obj1.name }}

    {{ obj1.comment }}

    {{ obj1.registered }}
    сообщить о нарушении
    ответить
    • #
      {{ obj2.manager_name }}
      {{ obj2.name }}

      {{ obj2.comment }}

      {{ obj2.registered }}
      сообщить о нарушении
      ответить
      • #
        {{ obj3.manager_name }}
        {{ obj3.name }}

        {{ obj3.comment }}

        {{ obj3.registered }}
        сообщить о нарушении
        ответить
Статьи по теме
09.12.2019 10:39

Поддайте газа: полностью перейти на газомоторное топливо грузоперевозчикам мешает недостаток заправок

Попытки перевести определенную часть автотранспорта на газ предпринимаются в нашей стране еще со времен Советского Союза. По оценкам экспертов, на этот раз усилия государства

Услуги 
29.11.2019 13:45

Автоматический весогабаритный контроль грузоперевозчикам нужен, но пока он им больше мешает

Установка автоматических пунктов весогабаритного контроля вызывает неоднозначную реакцию среди участников рынка грузоперевозок и экспертов. Кто-то говорит о том, что существую

Услуги 
20.11.2019 16:51

Свобода заканчивается: крупные компании-грузоперевозчики готовы выжить с рынка более мелких игроков

Рентабельность бизнеса грузоперевозок в последние несколько лет заметно снизилась. Несмотря на рост издержек, связанный с подорожанием топлива, увеличением затрат на содержани

Услуги 
20.11.2019 16:12

Такой реестр нам не нужен: большинство грузоперевозчиков выступают за серьезную доработку закона об организации перевозок автотранспортом

По данным статистики учета транспортных средств, половина грузовых автомобилей в России зарегистрированы на частных лиц, при этом аналитики говорят, что 30–40% всех пере

Услуги