Пользуясь нашим веб-сайтом, вы даете согласие на использование и хранение файлов сookie на вашем устройстве. Вы можете просматривать наш веб-сайт без использования файлов сookie, но при этом некоторые сервисы, доступные для вас, будут ограничены.

Подтверждаю
{{ datetime.day }} {{ datetime.month }} {{ datetime.year }}
{{ datetime.hour }}:{{ datetime.minute }}
Курсы ММВБ   $ {{ valuta_rate.usd.value }} {{ valuta_rate.usd.growth ? '↑' : '↓' }}  € {{ valuta_rate.eur.value }} {{ valuta_rate.eur.growth ? '↑' : '↓' }}
Отрасли Отрасли
Эксперты Эксперты
Услуги
06.06.2019 00:00

Хорошенького понемножку: в регионах отменили льготные ставки налога на прибыль

Хорошенького понемножку: в регионах отменили льготные ставки налога на прибыль
С начала 2019 года налоговая нагрузка на российских предпринимателей выросла сразу по двум направлениям. Кроме широко анонсированного увеличения НДС с 18 до 20% государство отменило льготы по налогу на прибыль, уплачиваемому в региональный бюджет. Для многих предприятий фискальные отчисления выросли, причем повышение в части налога на прибыль составило до 30%.

Базовая ставка налога на прибыль в России равна 20%. Из них 3% отечественные предприятия платят в федеральный бюджет, а оставшиеся 17% — в региональный. До 2019 г. местные власти могли снизить свою долю до 12,5%, но теперь это право у них отобрали.

Зачем регионы снижали ставку

Налог на прибыль — один из главных источников формирования бюджета каждого региона. По разным оценкам, его доля может составлять 20–30% от всех поступлений и более. Поэтому любой субъект РФ заинтересован в том, чтобы увеличить его собираемость. Сделать это можно двумя путями:

Во-первых, можно усилить административные функции (контроль, проверки, штрафы и т. д.).
Во-вторых, можно создать условия для развития производства и прихода на свою территорию бизнеса из других регионов.

Работа по первому направлению ведется постоянно, значительно увеличить ее эффективность сложно. Для реализации альтернативного способа наполнения бюджета и были задуманы льготы по налогу на прибыль.

Как это работало раньше

Каждый регион мог ввести дифференцированную ставку в диапазоне 12,5–17% в зависимости от потенциальной привлекательности налогоплательщика и его вида деятельности. Например, в Санкт-Петербурге действовала пониженная ставка налога для предприятий, вкладывающих средства в развитие собственного производства. Ее размер зависел от суммы ежегодных инвестиций. Максимальную «скидку» получали компании, вкладывающие не менее 800 млн руб. в течение 3 лет.

Некоторые субъекты, например Пермский край, давали льготы всем подряд. Власти надеялись на приход крупного бизнеса из соседних областей. Но этого не случилось. Видимо, посчитав затраты на передислокацию и трезво оценив экономические реалии, предприниматели решили не рисковать. А региональный бюджет за 2010–2016 гг. потерял 65,6 млрд руб. В результате губернатор Пермского края, не дожидаясь инициативы из центра, еще в мае 2018 г. внес в местное Заксобрание законопроект об отмене льгот.

Что изменилось с 2019 года

Новые правила предоставления льгот по налогу на прибыль были введены Федеральным законом 302-ФЗ от 03.08.2018. Он содержит несколько важных изменений:

Первое изменение - льготы, установленные до 2018 года, сохраняются до 2023 г. Но региональные власти, если сочтут необходимым, могут их отменить и раньше. При этом изменять размер действующих ставок в сторону уменьшения они не могут.

Второе изменение - если налоговое послабление было введено в 2018 году, оно автоматически утратило силу с 01.01.2019.

Третье изменение - право на снижение региональной части налога на прибыль сохранили предприятия из отраслей, налогообложение которых напрямую регулируется Налоговым кодексом.

Сохранили свои льготы компании, предоставляющие образовательные, медицинские и социальные услуги, реализующие акции российских предприятий (при условии, что они владеют этими акциями не менее 5 лет), а также сельхозпроизводители и рыбохозяйства. Нулевая ставка налога на прибыль установлена также для резидентов особых экономических зон и территорий опережающего развития и участников региональных инвестиционных проектов.

Практически для всех приведенных выше категорий в Налоговом кодексе содержится требование, чтобы доля основной (т. е. дающей право на льготу) деятельности в общей выручке предприятия была не менее 90%. Поскольку общая тенденция нового федерального закона вполне понятна (необходимо наполнять бюджеты всех уровней), видимо, следует ожидать усиления контроля за льготниками и лишения их текущих преференций при первом же нарушении.

Бизнес отнесся с пониманием


Крупные компании от нововведений пострадали не сильно. Во всяком случае, по словам руководителя одного из пермских застройщиков, отмена льгот «серьезно ни на что не повлияла». Очевидно, что программа свою задачу не выполнила, в этом смысле логику властей понять довольно легко. Вместе с тем директора многих предприятий призывают ввести новые инструменты стимулирования инвестиций. Они отмечают, что механизмы поддержки новых компаний есть и работают, однако давно существующие и крепко стоящие на ногах бизнесы также нуждаются в обновлении своих основных средств, на что необходимо предусматривать значительные затраты. Помощь государства в этом вопросе будет небезвозмездной — рост выручки после модернизации приведет к увеличению налоговых отчислений.

Экономисты справедливо утверждают, что существует проверенное практикой правило: в кризис налоги нужно снижать, а в периоды экономического роста — увеличивать. Попытка стимулировать бизнес при помощи уменьшения налога на прибыль не удалась, это признают, наверное, все. В чем здесь дело? Может быть, льготы были не столь существенными и действительно ни на что не повлияли? Значит ли это, что налоги надо снижать более радикально, или необходимо переходить на какую-то более понятную и легко администрируемую модель вроде налога с продаж?
Написать комментарий
  • Количество просмотров 4
  • Количество комментариев 2
Комментарии2
  • #
    {{ obj1.manager_name }}
    {{ obj1.name }}

    {{ obj1.comment }}

    {{ obj1.registered }}
    сообщить о нарушении
    ответить
    • #
      {{ obj2.manager_name }}
      {{ obj2.name }}

      {{ obj2.comment }}

      {{ obj2.registered }}
      сообщить о нарушении
      ответить
      • #
        {{ obj3.manager_name }}
        {{ obj3.name }}

        {{ obj3.comment }}

        {{ obj3.registered }}
        сообщить о нарушении
        ответить
Статьи по теме
09.12.2019 10:39

Поддайте газа: полностью перейти на газомоторное топливо грузоперевозчикам мешает недостаток заправок

Попытки перевести определенную часть автотранспорта на газ предпринимаются в нашей стране еще со времен Советского Союза. По оценкам экспертов, на этот раз усилия государства

Услуги 
29.11.2019 13:45

Автоматический весогабаритный контроль грузоперевозчикам нужен, но пока он им больше мешает

Установка автоматических пунктов весогабаритного контроля вызывает неоднозначную реакцию среди участников рынка грузоперевозок и экспертов. Кто-то говорит о том, что существую

Услуги 
25.11.2019 10:24

Грузоперевозчиков заставят отдать сотни миллиардов недоплаченных налогов

Эксперты считают, что транспортные услуги — один из самых неблагополучных сегментов рынка с точки зрения размера серого рынка и применения нелегитимных методов уклонения

Услуги 
20.11.2019 16:51

Свобода заканчивается: крупные компании-грузоперевозчики готовы выжить с рынка более мелких игроков

Рентабельность бизнеса грузоперевозок в последние несколько лет заметно снизилась. Несмотря на рост издержек, связанный с подорожанием топлива, увеличением затрат на содержани

Услуги