Производство рапсового масла – отсутствие спроса или неразвитая ниша?
Масложировая отрасль является одной из самых успешных в российском АПК. Основными масленичными культурами, которые выращиваются в России, являются подсолнечник, соя и рапс. Ежегодно площади посева рапса в России увеличиваются. Так, за два последних года производство рапса в РФ увеличилось в два раза – до 2,0 млн тонн в сезоне 18/19. Такая динамика связана с ростом спроса как внутри страны, так и за ее пределами (Китай, Беларусь). Однако все же 87% рапсового масла в 2018 году шло на экспорт. Говорит ли это об отсутствии спроса внутри страны в принципе или же это следствие неразвитости отрасли?
Общее состояние отрасли
Наиболее крупными игроками рынка рапсового масла являются ЗАО «Содружество-соя», ООО «Кубаньмасло», «Эфко». Неоспоримый лидер – ЗАО «Содружество-соя». Объемы его производства за последние годы заметно выросли. По оценкам экспертов, в 2018 году компания произвела около 280 тыс. тонн рапсового масла. Одной из причин такого роста является открытие филиала в Республике Беларусь и потому – значительные поставки рапса в эту страну.
Основная часть производителей специализируется на производстве нефасованного нерафинированного масла. Компании, активно работающие с зарубежными рынками, в ценовой политике ориентируются на цены международных торговых бирж , в том числе и при поставках внутри страны.
Доля производства рафинированного масла составляет не более 5%, что обусловлено практически отсутствующим спросом в розничном секторе и слабой востребованностью рапсового масла при производстве пищевой продукции. В то же время можно выделить производителей, которые предлагают фасованное рафинированное масло («Заводоуковский маслозавод», «Кубанский элеватор»).
В последние годы на рынке происходит консолидация игроков – объединение компаний в холдинги. Так, ООО «Либойл», еще в 2015 году являвшееся крупным производителем, сегодня поставляет рапсовое масло в основном на экспорт, а по внутрироссийским заказам рекомендует обращаться в компанию «Эфко». Другой пример: компания «Продекс-Омск» вошла сначала в холдинг «Юг Руси», а затем сам «Юг Руси» целиком вошел в ГК «Благо».
Однобокий сбыт
Объемы производства компаний увеличиваются ежегодно, но в основном это происходит за счет экспортной составляющей. Доля экспортируемой продукции составляет 87% от всего объема производства рапсового масла в России.
Внутренний спрос на рапсовое масло пока отсутствует в должном объеме. Оно используется для промышленных и технических целей, для производства кормовых продуктов. Для пищевой отрасли требуется только рафинированное масло, поэтому здесь рапс практически не используется.
Иная ситуация в Европе и Азии – здесь рапсовое масло набирает популярность, увеличиваются его посевы внутри стран и объемы закупок из-за рубежа (в том числе из России).
В связи с малым внутренним спросом у производителей каналы сбыта и продвижения внутри России не развиты. Или наоборот — из-за неразвитости каналов сбыта спрос оставляет желать лучшего?
Основными каналами продаж являются прямые продажи, в том числе телемаркетинг, привлечение к распространению оптовых торговцев. Продвижение продукции ведется неактивно. Наиболее часто встречающимися способами являются размещение информации о продукции в специализированных каталогах, ведение сайта. Остальные способы не получили заметного распространения. Недооцененным со стороны российских производителей рапсового масла является продвижение с помощью оформления каталогов (в печатном и электронном виде), участие в выставках. Основными способами продвижения являются размещение информации в каталогах (например, agroserver.ru, agro-russia.com, zernoru.com, europages.com.ru и т. п.) и на собственном сайте (при этом продвижение самого сайта практически не ведется).
Как бы то ни было, факт остается фактом – внутри страны спрос невелик и в ближайшей перспективе заметных изменений не ожидается.
Написать комментарий
-
1
-
0
{{ obj1.comment }}
{{ obj2.comment }}
{{ obj3.comment }}