Пользуясь нашим веб-сайтом, вы даете согласие на использование и хранение файлов сookie на вашем устройстве. Вы можете просматривать наш веб-сайт без использования файлов сookie, но при этом некоторые сервисы, доступные для вас, будут ограничены.

Подтверждаю
{{ datetime.day }} {{ datetime.month }} {{ datetime.year }}
{{ datetime.hour }}:{{ datetime.minute }}
Курсы ММВБ   $ {{ valuta_rate.usd.value }} {{ valuta_rate.usd.growth ? '↑' : '↓' }}  € {{ valuta_rate.eur.value }} {{ valuta_rate.eur.growth ? '↑' : '↓' }}
Отрасли Отрасли
Эксперты Эксперты

Доля контрафактной продукции на рынке спецтехники растет, несмотря на усилия производителей

Доля контрафактной продукции на рынке спецтехники растет, несмотря на усилия производителей
По оценкам специалистов, доля контрафакта в обороте автозапчастей в России может превышать 50%. В сегменте спецтехники она немного ниже, но все равно составляет 20-30%. При этом поставщики поддельной техники чувствуют себя довольно вольготно: они даже умудряются выигрывать тендеры на поставку не только запчастей, но и самой техники, выдавая собранные из восстановленных комплектующих экземпляры за новые.

Действительно, на рынке спецтехники продаются не только контрафактные запчасти для ТО и ремонта. Существуют компании, которые подделывают и сами машины, собирая модели, снятые с производства много лет назад.

Почему наши предприятия покупают контрафактную технику

На самом деле, конечно, все знают, что использовать поддельные машины и запчасти к ним — недальновидно и опасно. Но рынок контрафакта все равно растет и чувствует себя довольно неплохо, а виной этому является несовершенство законодательства и общее состояние российской экономики:

Во-первых, довольно большая часть спецтехники покупается на государственных аукционах и тендерах. По существующим правилам в большинстве случаев определяющим фактором выбора поставщика является цена. Пользуясь этим, определенные компании организовывают кустарное производство и на базе старых рам и кузовов собирают тракторы или бульдозеры, которые выдают потом за новые. Цена такой техники, как правило, на 20–30% ниже, и если документация на нее оформлена по правилам (как это делается — отдельный вопрос), то заказчик вынужден принять ее по контракту, т. к. доказать, что это контрафакт, по действующим законам практически невозможно.

Во-вторых, примерно такая же схема действует при покупке запчастей, только реализовать контрафакт здесь значительно проще. Дело в том, что на рынке присутствуют как оригинальные комплектующие, так и вполне официальные так называемые совместимые запчасти. Это продукция OEM-поставщиков, которую используют в своей технике производители, ставя на них свое клеймо. Многие владельцы спецтехники, стремясь сэкономить, покупают именно OEM-запчасти, справедливо полагая, что от наличия штампа производителя зависит только цена изделия, но не его качество. По этой причине стоимость одной и той же детали может отличаться в несколько раз. Этим и пользуются продавцы контрафакта, выдавая поддельные комплектующие за совместимые.

В-третьих, в ряде случаев в действие вступает коррупционная составляющая — техника продается по цене новой, а разница идет на поощрение ключевых сотрудников покупателя.

Наконец, часто свою роль играют чисто экономические факторы. Официальные сервисные центры практикуют поблочную схему ремонта спецтехники, когда меняется весь узел, в котором обнаружена неисправность. Поэтому на рынке довольно активно развит сегмент восстановленных деталей, куда стараются вписаться и продавцы контрафакта. Не нужно также забывать, что спецтехника и запчасти к ней — дело довольно дорогое, поэтому желание ее хозяев разумно сэкономить вполне понятно. Часто бывает так, что на покупку оригинала попросту нет денег или ремонт нужен срочно, а предприятие еще не расплатилось с сервисным центром за предыдущие услуги.

Объемы рынка контрафактной восстановленной техники, которую мошенники выдают за новую, эксперты оценивают в 20%, а по поддельным запчастям она может достигать 30% и более. При этом отличить поддельную деталь от настоящей без специальных знаний или исследований часто невозможно. Поэтому очевидно, что бороться с этим явлением можно только на законодательном уровне, сам по себе рынок отрегулироваться не сможет.

Аргументы против контрафактов

Надо сказать, что эта проблема существует уже довольно давно и хорошо известна «наверху». Так, еще в конце 2016 года в Совете Федерации прошло совещание, в ходе которого было еще раз отмечено, что пресечению потока контрафактной продукции мешают прежде всего существующие лазейки в действующем законодательстве. Для усиления мер борьбы с нелегальными поставщиками было предложено:
Первое - внести в Гражданский кодекс РФ понятия «оригинальная продукция», «фальсифицированная продукция», «воспроизводимая продукция».

Второе - разработать меры по созданию системы обозначений и маркировки продукции как виде буквенно-цифровой кодировки, так и с помощью нанесения специальных знаков, затрудняющих подделку.
Третье - создать систему учета оборота специальной техники и запчастей к ней по аналогии с действующими ЕГАИС в ряде отраслей промышленности.

Четвертое - разработать интернет-портал, информирующий участников рынка о недобросовестных поставщиках и фактах незаконного предпринимательства в отрасли.

В ноябре 2018 года состоялся специализированный форум, в котором приняли участи представители Минпромторга, главы отраслевых ведомств и ассоциаций, а также директора ведущих производителей спецтехники. На нем были озвучены очередные меры в виде конкретных поправок в налоговое, таможенное, уголовное и административное законодательство в части нарушения товарного знака при производстве и реализации продукции машиностроения.

Казалось бы, после конструктивного обсуждения на таком уровне конкретных решений осталось ждать недолго. Но их пока нет, а ситуация только усугубляется.

Опасная безнаказанность


# Полная статья доступна
только авторизованным пользователям Зарегистрироваться и продолжить
  • Количество просмотров 7
  • Количество комментариев 2
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
Комментарии2
  • #
    {{ obj1.manager_name }}
    {{ obj1.name }}

    {{ obj1.comment }}

    {{ obj1.registered }}
    сообщить о нарушении
    ответить
    • #
      {{ obj2.manager_name }}
      {{ obj2.name }}

      {{ obj2.comment }}

      {{ obj2.registered }}
      сообщить о нарушении
      ответить
      • #
        {{ obj3.manager_name }}
        {{ obj3.name }}

        {{ obj3.comment }}

        {{ obj3.registered }}
        сообщить о нарушении
        ответить
Статьи по теме
18.03.2020 16:01

Свинина в России продолжает дешеветь, несмотря на кризис и африканскую чуму

На российском мясном рынке сложилась довольно интересная ситуация: говядина дорожает, цены на курицу стабилизировались, а свинина продолжает ощутимо дешеветь. Причина последне

Пищевая промышленность 
Сельское хозяйство 
09.01.2020 13:47

Какая мука продается в России, или куда делся качественный хлеб

По оценке заместителя министра сельского хозяйства Елены Фастовой, в 2019 году в России собрано 120 млн тонн зерна. Это больше, чем до этого, и превышает даже показатели 2016

Сельское хозяйство 
05.11.2019 13:37

Как снять сливки с молочного рынка: ГК «Эконива» наращивает производство сырого молока, но продавать его скоро никому не будет

Крупнейший российский производитель объявил о своих планах к 2025–2030 году прекратить поставки сырья сторонним потребителям и использовать его исключительно для собстве

Сельское хозяйство 
Пищевая промышленность 
31.10.2019 15:03

Производство сырого молока: сколько сырья не хватает российскому рынку

По итогам первого полугодия 2019 года производство молока-сырья в России выросло примерно на 1,5% относительно аналогичного показателя годом ранее. Однако этого объема для пол

Сельское хозяйство