Пользуясь нашим веб-сайтом, вы даете согласие на использование и хранение файлов сookie на вашем устройстве. Вы можете просматривать наш веб-сайт без использования файлов сookie, но при этом некоторые сервисы, доступные для вас, будут ограничены.

Подтверждаю
{{ datetime.day }} {{ datetime.month }} {{ datetime.year }}
{{ datetime.hour }}:{{ datetime.minute }}
Курсы ММВБ   $ {{ valuta_rate.usd.value }} {{ valuta_rate.usd.growth ? '↑' : '↓' }}  € {{ valuta_rate.eur.value }} {{ valuta_rate.eur.growth ? '↑' : '↓' }}
Отрасли Отрасли
Эксперты Эксперты

Доля контрафактной продукции на рынке спецтехники растет, несмотря на усилия производителей

Доля контрафактной продукции на рынке спецтехники растет, несмотря на усилия производителей
По оценкам специалистов, доля контрафакта в обороте автозапчастей в России может превышать 50%. В сегменте спецтехники она немного ниже, но все равно составляет 20-30%. При этом поставщики поддельной техники чувствуют себя довольно вольготно: они даже умудряются выигрывать тендеры на поставку не только запчастей, но и самой техники, выдавая собранные из восстановленных комплектующих экземпляры за новые.

Действительно, на рынке спецтехники продаются не только контрафактные запчасти для ТО и ремонта. Существуют компании, которые подделывают и сами машины, собирая модели, снятые с производства много лет назад.

Почему наши предприятия покупают контрафактную технику

На самом деле, конечно, все знают, что использовать поддельные машины и запчасти к ним — недальновидно и опасно. Но рынок контрафакта все равно растет и чувствует себя довольно неплохо, а виной этому является несовершенство законодательства и общее состояние российской экономики:

Во-первых, довольно большая часть спецтехники покупается на государственных аукционах и тендерах. По существующим правилам в большинстве случаев определяющим фактором выбора поставщика является цена. Пользуясь этим, определенные компании организовывают кустарное производство и на базе старых рам и кузовов собирают тракторы или бульдозеры, которые выдают потом за новые. Цена такой техники, как правило, на 20–30% ниже, и если документация на нее оформлена по правилам (как это делается — отдельный вопрос), то заказчик вынужден принять ее по контракту, т. к. доказать, что это контрафакт, по действующим законам практически невозможно.

Во-вторых, примерно такая же схема действует при покупке запчастей, только реализовать контрафакт здесь значительно проще. Дело в том, что на рынке присутствуют как оригинальные комплектующие, так и вполне официальные так называемые совместимые запчасти. Это продукция OEM-поставщиков, которую используют в своей технике производители, ставя на них свое клеймо. Многие владельцы спецтехники, стремясь сэкономить, покупают именно OEM-запчасти, справедливо полагая, что от наличия штампа производителя зависит только цена изделия, но не его качество. По этой причине стоимость одной и той же детали может отличаться в несколько раз. Этим и пользуются продавцы контрафакта, выдавая поддельные комплектующие за совместимые.

В-третьих, в ряде случаев в действие вступает коррупционная составляющая — техника продается по цене новой, а разница идет на поощрение ключевых сотрудников покупателя.

Наконец, часто свою роль играют чисто экономические факторы. Официальные сервисные центры практикуют поблочную схему ремонта спецтехники, когда меняется весь узел, в котором обнаружена неисправность. Поэтому на рынке довольно активно развит сегмент восстановленных деталей, куда стараются вписаться и продавцы контрафакта. Не нужно также забывать, что спецтехника и запчасти к ней — дело довольно дорогое, поэтому желание ее хозяев разумно сэкономить вполне понятно. Часто бывает так, что на покупку оригинала попросту нет денег или ремонт нужен срочно, а предприятие еще не расплатилось с сервисным центром за предыдущие услуги.

Объемы рынка контрафактной восстановленной техники, которую мошенники выдают за новую, эксперты оценивают в 20%, а по поддельным запчастям она может достигать 30% и более. При этом отличить поддельную деталь от настоящей без специальных знаний или исследований часто невозможно. Поэтому очевидно, что бороться с этим явлением можно только на законодательном уровне, сам по себе рынок отрегулироваться не сможет.

Аргументы против контрафактов

Надо сказать, что эта проблема существует уже довольно давно и хорошо известна «наверху». Так, еще в конце 2016 года в Совете Федерации прошло совещание, в ходе которого было еще раз отмечено, что пресечению потока контрафактной продукции мешают прежде всего существующие лазейки в действующем законодательстве. Для усиления мер борьбы с нелегальными поставщиками было предложено:
Первое - внести в Гражданский кодекс РФ понятия «оригинальная продукция», «фальсифицированная продукция», «воспроизводимая продукция».

Второе - разработать меры по созданию системы обозначений и маркировки продукции как виде буквенно-цифровой кодировки, так и с помощью нанесения специальных знаков, затрудняющих подделку.
Третье - создать систему учета оборота специальной техники и запчастей к ней по аналогии с действующими ЕГАИС в ряде отраслей промышленности.

Четвертое - разработать интернет-портал, информирующий участников рынка о недобросовестных поставщиках и фактах незаконного предпринимательства в отрасли.

В ноябре 2018 года состоялся специализированный форум, в котором приняли участи представители Минпромторга, главы отраслевых ведомств и ассоциаций, а также директора ведущих производителей спецтехники. На нем были озвучены очередные меры в виде конкретных поправок в налоговое, таможенное, уголовное и административное законодательство в части нарушения товарного знака при производстве и реализации продукции машиностроения.

Казалось бы, после конструктивного обсуждения на таком уровне конкретных решений осталось ждать недолго. Но их пока нет, а ситуация только усугубляется.

Опасная безнаказанность


В апреле 2019 года появилось официальное уведомление ОЗПП «Общественный контроль». В нем констатируется, что число обращений по поводу поставок контрафакта снова заметно выросло. В качестве иллюстрации масштабов, которых достигло нелегальное производство, приводится факт поставки запчастей к технике российского концерна «Тракторные заводы» под торговой маркой «ЧЕТРА». Некое ООО «Профессионал» из г. Иваново выиграло тендер на обслуживание одной из ведущих российских угледобывающих компаний, в рамках которого предоставило поддельные дилерские сертификаты и поставило контрафактные запчасти с официальными серийными номерами, соответствующими реальной продукции, отгруженной чебоксарским заводом другому потребителю.

То есть пока в высших органах власти ведется неторопливое обсуждение мер борьбы с нелегальным оборотом спецтехники, мошенники выходят на новый уровень. Теперь они работают в преступной связке с заводами-изготовителями и продают подделки под известные бренды флагманам отечественной экономики. А потом эта техника ездит по нашим дорогам и становится причиной страшных аварий, сносит опоры мостов и ЛЭП, крушит и уничтожает все на своем пути. Про ущерб из-за вышедших из строя двигателей (а капитальный ремонт мотора грузовика иностранного производства может стоить десятки тысяч евро), тормозных механизмов, элементов навески и т. д. не стоит даже и упоминать.

Сколько же еще просуществует режим невмешательства государства в преступную деятельность лжепредпринимателей, которые не только не платят налоги, но и напрямую угрожают нашей безопасности?
Написать комментарий
  • Количество просмотров 7
  • Количество комментариев 2
Комментарии2
  • #
    {{ obj1.manager_name }}
    {{ obj1.name }}

    {{ obj1.comment }}

    {{ obj1.registered }}
    сообщить о нарушении
    ответить
    • #
      {{ obj2.manager_name }}
      {{ obj2.name }}

      {{ obj2.comment }}

      {{ obj2.registered }}
      сообщить о нарушении
      ответить
      • #
        {{ obj3.manager_name }}
        {{ obj3.name }}

        {{ obj3.comment }}

        {{ obj3.registered }}
        сообщить о нарушении
        ответить
Статьи по теме
26.02.2021 19:37

На рынке горохового изолята грядут большие перемены

Желание потребителей найти наилучшие устойчивые альтернативы белкам животного происхождения и продуктам, содержащим глютен, вызывает рост спроса на растительные белки из разны

Пищевая промышленность 
Сельское хозяйство 
19.02.2021 14:31

В России резко выросло производство химических средств защиты растений

Объем производства в химической промышленности в целом за последние 10 лет увеличился на 70%. Однако, если анализировать эти показатели по сегментам, можно заметить, что они р

Сельское хозяйство 
12.02.2021 14:16

Повышение утилизационного сбора на спецтехнику практически состоялось: проект постановления прошел процедуру оценки регулирующего воздействия

Теперь он может быть утвержден Правительством России, после чего новые ставки начнут действовать. Утилизационный сбор на дорожно-строительную технику при этом увеличится в нес

Государственный сектор 
Сельское хозяйство 
12.02.2021 14:07

Производство минеральных удобрений в России по итогам 2020 года выросло на 5%

Рекордных показателей удалось достичь за счет увеличения мировых цен во второй половине года, а также благодаря стабильно высокому спросу на внутреннем рынке. Аналитики говоря

Сельское хозяйство