Пользуясь нашим веб-сайтом, вы даете согласие на использование и хранение файлов сookie на вашем устройстве. Вы можете просматривать наш веб-сайт без использования файлов сookie, но при этом некоторые сервисы, доступные для вас, будут ограничены.

Подтверждаю
{{ datetime.day }} {{ datetime.month }} {{ datetime.year }}
{{ datetime.hour }}:{{ datetime.minute }}
Курсы ММВБ   $ {{ valuta_rate.usd.value }} {{ valuta_rate.usd.growth ? '↑' : '↓' }}  € {{ valuta_rate.eur.value }} {{ valuta_rate.eur.growth ? '↑' : '↓' }}
Отрасли Отрасли
Эксперты Эксперты

В России в массовом порядке закрываются клиники пластической хирургии

В России в массовом порядке закрываются клиники пластической хирургии
До 80% действующих клиник могут лишиться лицензии из-за изменения требований Минздрава России к порядку проведения операций по коррекции внешности. Фактически на пластическую хирургию распространены строгие стандарты контроля за здоровьем пациентов, которые давно действуют во всех областях традиционной медицины.

В 2017 г. российский рынок пластической хирургии достиг рекордных за последние пять лет объемов: согласно исследованию, ежегодно проводимому Аналитическим центром Vademecum, количество эстетических вмешательств увеличилось по сравнению с 2013 г. более чем на 30% и достигло 158 000. По этим показателям Россия вплотную приблизилась к мировым эстетическим грандам: Франции, Испании и Японии. Казалось, что рынок успешно пережил кризис и набрал обороты для дальнейшего развития. Но гром грянул оттуда, откуда большинство игроков все-таки надеялись его избежать — в дело вмешался регулятор в лице Министерства здравоохранения.

Приказ Минздрава России от 31 мая 2018 г. № 298н. Начало передела?

В июле 2018 г. вступил в силу Приказ Министерства здравоохранения «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю “пластическая хирургия”» №298н (дата подписания — 31.05.2018 г.). Официальной причиной его выхода было увеличение количества смертельных исходов при проведении эстетических операций. Однако бизнес-сообщество отреагировало на новую инициативу практически единодушно: ее назвали приговором для всей отрасли амбулаторных пластических операций и попыткой лоббирования интересов крупных медицинских клиник и производителей соответствующего оборудования.

Приказ в корне меняет правила оказания медицинских услуг по профилю «пластическая хирургия». В нем содержатся:

1. Четкое разграничение амбулаторной и стационарной помощи. В кабинетах пластической хирургии теперь можно оказывать только консультационные и профилактические услуги, любые инвазивные процедуры должны проводиться в специализированных центрах или отделениях многопрофильных клиник, располагающих необходимым оборудованием и круглосуточным стационаром.

2. Новые требования к оснащению лечебных учреждений. К числу обязательных медицинских приборов и средств для кабинетов и отделений пластической хирургии добавлено около 25 предметов, начиная от переносного набора для реанимации и заканчивая рентгеновским аппаратом и оборудованием для проведения МРТ. При этом у многих медицинских учреждений возникли серьезные проблемы — потребовались серьезные финансовые вложения (один только аппарат для МРТ стоит 30–40 млн руб.) и появились сложности с текущим местоположением — рентгеновские аппараты нельзя использовать в жилых зданиях и детских учреждениях, а небольшие клиники часто арендуют помещения именно в таких местах.

3. Ограничения по допуску специалистов к проведению операций. В документе четко определено, что пластический хирург должен соответствовать квалификационным требованиям, изложенным в Приказе Минздрава от 08.10.2015 № 707, т. е. окончить ординатуру по соответствующей специальности. При этом хирурги, прошедшие профессиональную переподготовку до начала 2016 г., когда обучение в ординатуре стало обязательным, оказались в подвешенном состоянии. На тематическом круглом столе, посвященном обсуждению нововведений в отрасли, главный внештатный специалист Минздрава Наталья Мантурова заверила, что легитимность сертификатов о переподготовке будет сохранена. Однако четких указаний на этот счет от министерства так и не поступило. Кроме того, были введены требования по штатному составу других специалистов — терапевтов, неврологов, офтальмологов и т. д. Содержать такой штат по силу только крупным многопрофильным центрам.

Жесткий прессинг начался сразу же после выхода приказа

Уже 1 июня 2018 г. появилось распоряжение вице-премьера РФ Татьяны Голиковой №ТГ?П12?3058 о начале масштабных внеплановых инспекций действующих клиник на предмет их соответствия новым нормам. При этом многие владельцы бизнеса, разумно оценив свои шансы пройти проверку, сдали лицензию или приостановили ее действие. К сентябрю 2018 г. услуги пластической хирургии прекратили оказывать 15% действовавших медицинских учреждений.

Остальные заняли выжидательную позицию, надеясь на то, что строгость предъявляемых требований будет частично компенсирована необязательностью их исполнения. Однако Росздравнадзор действовал исключительно соответствии с инструкциями и к концу 2018 г. выявил более 3 200 нарушений в 820 из 1 257 оставшихся клиник. При этом времени для приведения своей деятельности в соответствие с новыми реалиями медицинскому сообществу дано не было — регулятор с первого же дня стал выписывать штрафы и предписания на устранение нарушений, причем устанавливаемые им сроки заметно разнились — похожие недостатки разным предприятиям предлагалось исправить за 2, 6 или 9 месяцев.

Массовые проверки породили новую волну ухода предприятий с российского рынка. Многие руководители медицинских клиник, подсчитав необходимые затраты и оценив перспективы этого бизнеса, либо закрыли компании совсем, либо переориентировали их на другие виды деятельности. По оценкам экспертов, к середине 2019 г. на всей территории РФ останется не более 720 действующих клиник пластической хирургии из более чем 1 500 работавших к началу 2017 г. Дальнейшие прогнозы выглядят еще более мрачно: под угрозой закрытия находятся 80% подобных учреждений.

А нужно ли было вмешиваться?

Что же означает такое поведение государства в процессе наведения порядка на относительно стабильном до этого рынке? Отбросив эмоции, которые до сих пор выплескиваются при обсуждении проблемы в средствах массовой информации, можно констатировать, что к началу 2018 года сложилась следующая ситуация:

Во-первых, рынок услуг пластической хирургии был перенасыщен, причем большинство частных учреждений представляли собой небольшие обособленные клиники, качество услуг в которых практически не поддавалось контролю. Именно по таким клиникам в первую очередь и ударил новый приказ Минздрава.

Во-вторых, количество неудачных операций резко возросло. Только в Москве за полгода в клиниках пластической хирургии умерло 6 человек. Значительно увеличилось количество обращений по поводу послеоперационных осложнений, а проведенные проверки раз за разом выявляли использование контрафактных препаратов и некомпетентность медицинского персонала.

В-третьих, ситуация действительно требовала вмешательства, но действия регулятора вызывают определенные вопросы. Цивилизованная практика предполагает, что такие строгие требования, по сути своей являющиеся лицензионными, должны вводиться постепенно, чтобы игроки рынка могли внести необходимые изменения в свою деятельность. По мнению специалистов отрасли, на дооснащение клиники всем необходимым оборудованием нужно не менее полугода. Однако нельзя не согласиться и с тем, что откладывать решение проблемы было опасно, число жертв неквалифицированного хирургического вмешательства могло возрасти в любой момент.

Что будет с рынком услуг пластической хирургии в ближайшие годы


Логика событий последних месяцев 2018 года говорит о том, что Минздрав хочет перестроить рынок максимально быстро, а это требует жестких и не очень популярных мер. Что стоит за этим решением — только гуманизм и желание обезопасить граждан от некачественных услуг в сфере здравоохранения или интересы крупного бизнеса, остается только гадать. Возможно, что такое развитие событий вполне устраивает сторонников и той и другой идеи.

Вероятнее всего, дальше отрасль будет развиваться следующим образом:

· в сложившихся условиях выживут только крупнейшие клиники, которые и будут определять цены на услуги, используемые материалы и приоритетные методики. При этом результаты опросов говорят о том, что участники рынка, несмотря на происходящее, в целом оценивают перспективы довольно оптимистично;
· для того чтобы остаться на легальном рынке, многим клиникам придется вложить существенные средства в модернизацию. Это приведет к удорожанию стоимости услуг практической хирургии. Некоторые представители отрасли говорят о 30%-ном росте цен из-за новых правил, хотя есть примеры и более серьезного подорожания;
· часть клиник, не получивших достаточного финансирования, возможно, уйдут в тень. Однако объем теневого рынка вряд ли будет сколько-нибудь значительным. Скорее всего, пластические хирурги не захотят рисковать и перейдут из таких клиник в коммерческие отделения государственных структур или крупные частные медучреждения;
· безусловно, шок 2018 г. будет отыгрываться еще довольно долго, но к середине 2020 г. можно ожидать восстановления количества пластических операций до показателей конца 2017 г. и его дальнейшего поступательного роста;
· возможно, этому процессу будет содействовать хотя бы частичное включение пластической хирургии в программу ОМС. Учитывая влияние основного лоббиста этой темы — Натальи Мантуровой, такая перспектива выглядит вполне реалистично на горизонте 2020–2025 гг. В таком случае текущие потрясения забудутся довольно быстро, а многие клиенты будут получать гарантированно качественные и безопасные услуги за счет государства.

Что же касается компаний, которые будут вынуждены уйти с рынка, их, безусловно, жаль, но это бизнес, а в нем побеждает сильнейший. Хотя, может быть, все-таки не стоило рубить с плеча и у чиновников была возможность навести порядок менее радикальным способом?

Написать комментарий
  • Количество просмотров 0
  • Количество комментариев 0
Комментарии0
  • #
    {{ obj1.manager_name }}
    {{ obj1.name }}

    {{ obj1.comment }}

    {{ obj1.registered }}
    сообщить о нарушении
    ответить
    • #
      {{ obj2.manager_name }}
      {{ obj2.name }}

      {{ obj2.comment }}

      {{ obj2.registered }}
      сообщить о нарушении
      ответить
      • #
        {{ obj3.manager_name }}
        {{ obj3.name }}

        {{ obj3.comment }}

        {{ obj3.registered }}
        сообщить о нарушении
        ответить
Статьи по теме
11.02.2021 20:15

В России заметно выросли продажи БАДов и лекарственных средств от похудения

По мнению экспертов, 2020 год поставит рекорд по приросту числа людей, имеющих лишний вес. Желание похудеть заставило многих из них пойти к врачам или заняться самолечением, в

Медицина и фармакология 
Пищевая промышленность 
Торговля и потребительские товары 
02.12.2020 16:28

Рынок антисептиков близок к насыщению? Разбираемся, можно ли еще на них заработать.

Российский рынок спиртовых кожных антисептиков динамично развивался и до пандемии: в 2018 году его объем увеличился на 30%, а в 2019‑м — сразу на 91%. Однако в связи с э

Медицина и фармакология 
Государственный сектор 
Новый бизнес 
Промышленное производство 
Торговля и потребительские товары 
25.06.2019 00:03

Быть ли «прозрачной» частной медицине в Севастополе?

Не секрет, что украинское прошлое во многом повлияло на систему здравоохранения в Республике Крым. Основными последствиями украинизации Севастополя стали: сниженный кадровый п

Медицина и фармакология