Примерно столько же уйдет на компенсацию доли выбывших с рынка игроков, в том числе и на замещение поголовья, уничтожаемого из-за распространения вируса африканской чумы. Наиболее уязвимыми к эпизоотии АЧС как раз являются частные хозяйства и мелкие предприятия, для которых организация ветеринарной защиты на необходимом уровне непосильна по финансовым соображениям.

Оставшаяся часть (300–400 тыс. тонн) на внутреннем рынке будет лишней. Для ее реализации логичным было бы налаживание экспортных поставок, в первую очередь в Китай. Но пока свинину туда поставляют американские и канадские компании. У российских производителей аккредитации нет, хотя переговоры ведутся уже более семи лет. Раньше главной причиной отказа была та же АЧС, которую китайцы боялись пустить на свою территорию, но сейчас эпизоотия африканской чумы официально зарегистрирована в 50 странах, в том числе и в самом Китае, где уже уничтожено более 40% поголовья свиней. В этой ситуации у отечественных поставщиков появляются дополнительные козыри: строгий ветеринарный контроль во всех крупных свинофермах, территориальная близость и низкие цены, ставшие еще более привлекательными после очередного резкого снижения курса рубля.
Однако, как известно, восток — дело тонкое. Пока прорыва нет, китайцы по-прежнему опасаются покупать российское мясо. Эксперты тоже довольно осторожны в своих прогнозах:
«Развитие экспорта свинины в Китай имеет слишком туманную перспективу: на фоне продолжающихся многолетних переговоров вряд ли пока можно давать даже приблизительные прогнозы, когда российские свиноводы получат доступ на этот рынок. Хотя стоит отметить, что сейчас КНР активизирует политику открытых дверей. Все большее количество стран и предприятий получают разрешение на поставку туда мясной продукции. Поэтому, наверное, мы можем надеяться, что все еще существующий дефицит протеина в Китае позволит ускорить переговорный процесс по доступу на рынок российской свинины, расширить перечень аттестованных птицеводческих предприятий».
Андрей Терехин. Руководитель управления экспорта группы «Черкизово».
«Открытие Китая — это многоплановая, последовательная и настойчивая работа, которая ведется уже не один год. Что касается распространения АЧС, то никто в мире не возьмется точно сказать, к каким последствиям это может привести. Да, есть прогнозы, что только в этом году КНР увеличит импорт свинины на 30%. Но кто из такого роста извлечет дивиденды, неизвестно. На них надеются все страны-экспортеры».
Юрий Ковалев, генеральный директор Национального союза свиноводов.
Что же еще можно предпринять для смягчения кризиса перепроизводства? Эксперты говорят о следующих возможностях:
1. Реализация проектов по долговременному хранению мяса. Это требует больших вложений в строительство холодильных мощностей и позволит лишь сгладить эффект сезонных колебаний цен. Решить проблему глобально, скорее всего, не получится.
2. Уничтожение излишков. То, о чем в советских учебниках писали как о проявлении бесчеловечной сущности капитализма, к сожалению, может стать реальностью и в России. При определенном стечении обстоятельств производителям будет выгоднее сжигать невостребованную свинину, чем выбрасывать ее на рынок, сбивая и без того низкую цену.
3. Замещение мяса птицы и говядины. Себестоимость свиного и куриного мяса примерно одинаковая, говядина обходится дороже. Независимый эксперт Мушег Мамиконян считает, что свиноводческая отрасль может развиваться в том же темпе, что и сейчас, еще три года, при условии вытеснения с рынка импортной говядины. «Мясо КРС дороже свинины, при должной рекламе в сегменте HoReCa говядину можно заместить», — уверен он.
Все три варианта выглядят достаточно экстраординарно и вряд ли могут считаться полноценным решением проблемы. Значит, выход один — осваивать внешние рынки. Традиционные потребители российской продукции из ближнего зарубежья здесь не помогут, поскольку в большинстве своем это мусульманские страны. Ввоз свиного мяса в Белоруссию из стран с официально зарегистрированными очагами возникновения АЧС запрещен законодательством этого государства. Следовательно, нужно ориентироваться на другие регионы, прежде всего на Азию. Если же выйти на экспортные рынки не получится, отрасль ждет стагнация, обострение конкуренции и ценовые войны между производителями. Получается, что если 20 лет назад Россия зависела от заграничных поставок свинины в плане импорта, то сейчас эта зависимость возвращается в виде необходимости сбыта излишков продукции. Несмотря на все возможные риски, надо признать, что это достойный результат большой работы, проделанной в аграрном секторе страны за рассматриваемый период.


{{ obj1.comment }}
{{ obj2.comment }}
{{ obj3.comment }}