Будут ли в России продаваться новые автомобили?
Причем хотя бы в тех же объемах, что были зафиксированы в последние годы. Вопрос совсем не праздный, потому что анализ удовлетворительной с виду статистики наводит на неожиданные выводы и вызывает сплошные вопросы.
Ассоциация европейского бизнеса подвела итоги первых пяти месяцев 2019 года. Результаты оказались неутешительными: по сравнению с прошлым годом продажи автомобилей в России упали на 2,2%. В абсолютных величинах падение составило 15 300 единиц — 677 570 против 692 870 годом ранее. Однако агентство «Автостат» заявляет, что в премиум-классе никакого снижения нет, более того, с января по май наши соотечественники приобрели почти 60 000 люксовых машин, что на 2,8% больше, чем в 2018 г. На первый взгляд может показаться, что премиальный сегмент становится флагманом потенциального роста всего авторынка. Но более глубокий анализ показывает, что приведенные цифры довольно обманчивы и могут свидетельствовать о начале развития диаметрально противоположной тенденции.
Закономерное снижение после активного роста?
На самом деле само по себе снижение на 2,2% ни о чем не говорит. Это вполне можно было бы расценить как обычную коррекцию: в период 2017–2018 гг. авторынок рос довольно активно: если брать для сравнения периоды с января по май, то в 2018 г. прирост составил целых 20%. И это несмотря на сложившееся убеждение, что продажи автомобилей снижаются все последние годы.
Такой рост был вполне закономерен: в 2017 г. правительство ввело целый ряд программ, значительно стимулировавших потребительский спрос:
· льготное кредитование — сумма кредита была увеличена с 750 000 до 1 450 000 руб., что автоматически расширило действие программы на популярные иномарки российской сборки;
·«Первый автомобиль» — скидки для граждан, приобретающих собственное транспортное средство впервые;
·«Семейный автомобиль» — скидки на первый взнос по кредиту для покупателей с двумя и более несовершеннолетними детьми;
· «Русский тягач», «Русский фермер» и «Свое дело» — льготы при покупке в лизинг коммерческого транспорта.
Настораживающие тенденции
На этом можно было бы и остановиться и объявить небольшое снижение затишьем перед бурей: рынок готовится к очередному циклу роста, драйвером которого будет сегмент лакшери. Но есть одна деталь, которая не дает до конца предаться беззаботному оптимизму: еще в марте 2019 г. суммарный показатель продаж был на прошлогоднем уровне и лишь два последующих месяца показали заметное снижение: апрель на 3%, а май на целых 7%. Собственно говоря, результат этих двух месяцев и определил общее снижение рынка, о котором говорилось в начале статьи. Учитывая, что это два последних месяца, за которые пока доступна статистика, закрадываются тревожные мысли: а не начинается ли новый обвал?
Успокаивает пока лишь то, что все льготные программы в этом году по-прежнему действуют. Отменить их пытались неоднократно, но, видимо, даже их противникам очевидно, что спрос на новые автомобили в нынешнем объеме существует только благодаря этим субсидиям.
Почему же растет премиум-сегмент?
Некоторые эксперты говорят, что продажи дорогих автомобилей развиваются по своим законам и общей динамике рынка могут и не подчиняться. Потребители здесь — люди с доходом сильно выше среднего и приобретают авто явно не на последние деньги. Такие покупки планируются заранее или на совершаются эмоциях, поэтому экономика тут играет второстепенную роль.
Однако очень показательно мнение председателя совета директоров ГК «Обухов» Дмитрия Амелина. Он открыто заявляет, что никакого роста нет, а вся статистика обусловлена особенностями взаимоотношений контрагентов в логистической цепочке. Дистрибьюторы устанавливают дилерам определенный план, которые те обязаны выполнять, что они и делают, закупая автомобили под будущие продажи. Получается, что в системе учета производителя машина числится как проданная, а на самом деле она стоит в автосалоне и ждет своего покупателя. Видимо, перед концом полугодия план нужно было выполнять, поэтому дилеры были вынуждены потратить все свободные средства на закупку автомобилей, что и отразилось на статистике продаж.
В любом случае все покажут ближайшие месяцы. К началу осени уже будет понятно, куда идет рынок. Если в автосалонах действительно произошло затоваривание, то объемы закупок дорогих машин резко упадут. Ну а в массовом сегменте все будет определяться покупательной способностью населения, которая пока, увы, не растет. Так что ждем июньской статистики и делимся мнениями, что же будет дальше?
Написать комментарий
-
2
-
0
{{ obj1.comment }}
{{ obj2.comment }}
{{ obj3.comment }}